Согласно статистическим данным Министерства образования и науки Украины в Одесской области в 2016-2017 годах было создано 70 инклюзивных классов, в которых обучается 118 детей с особыми образовательными потребностями. При этом, в штат школ с инклюзивными классами введено всего 38 помощников учителей. В области огромная проблема нехватки специалистов для проведения дополнительных развивающих занятий, чиновники, объясняют это недостатком квалифицированных кадров и минимальным фондом оплаты труда.
Нужно отметить, что в Одесской области проблема нехватки квалифицированных кадров решается. Учителя сельских и поселковых школ получают второе образование по специальностям логопедия, коррекционная педагогика и т.д. Следовательно, через 2-3 года проблема кадров для инклюзивного образования в Одесской области будет решена.
Чиновники Департамента образования и науки Одесского городского совета, притом, что в городе достаточное количество специалистов, вопрос дополнительных развивающих занятий предоставляют решать родителям. Специальных классов мало, территориально они расположены не в каждом районе города. Например, инклюзивный класс для детей с частичной потерей зрения, один в городе, организовали в СШ №310, расположенной районе Таирова. Представьте себе, насколько неудобно возить туда детей, живущих в центре или на Поселке Котовского.
Также остро стоит в Одессе вопрос закупки оборудования. Государство исправно выделяет деньги, только тратить их по назначению одесские чиновники не спешат.
Елена Эсаулова, представитель общественной организации «Особенные дети»:
«Если в Одесской области из-за нехватки специалистов в отдаленных громадах неиспользованные средства из государственной субвенции возвращаются по-минимуму, то в Одессе уже несколько лет подряд ужасающая ситуация. Из 4 984 800 гривен, выделенных государством в этом году на инклюзивные и специальные классы, опять пытаются вернуть 2 606 200 гривен. И не потому, что эти деньги лишние. Например, в 77 школе есть 89 детей с особыми образовательными потребностями, которые учатся в специальных классах с 1 по 10 класс. И ни в одном классе нет ни мультимедийной доски, ни проектора, ни учительского компьютера. Заявки на приобретение оборудование были поданы в надлежащей форме. Этих детей просто «потеряли». Теоретически, в следующем году нам могут уменьшить размер субвенции, поскольку в этом году средства были использованы не в полном объеме».
В одесских СМИ и в социальных сетях периодически появляются материалы о злоупотреблениях одесских чиновников вовремя проведения закупок.
Так например, сайт 048.ua не раз опубликовал громкие расследования:
- « Как в Одессе закупали парты для “Новой школы»
- «Новая украинская школа в Одессе: всё лучшее … этим» и другие.
Однако, чиновники поступают, как в известной басне Крылова: «Васька слушает да ест…»
Так, например, на запрос депутата городского совета Лилии Леонидовой от 13.11.2018года, директор Департамента образования и науки Елена Буйневич ответила, что: «расходы в 2018 году не были уменьшены на 2606,2 тыс. гривен. И будут расходоваться до конца текущего года».
Успеют ли их израсходовать – это, как говорят в Одессе, большой вопрос.
Лилия Леонидова, депутат Одесского городского совета, глава Одесской региональной организации ГО «Соціальна Справедливість» :
«Исправить ситуацию в этом году уже не получится. Бюджетный год практически закончился. Я считаю, что возврат субвенции – это огромная недоработка не только Департамента образования, но и учреждений, где уже есть или могут быть открыты инклюзивные классы. В этом году можно было купить оборудование и заключить договора со специалистами, которые проводят развивающие занятия. Я понимаю, что это дополнительная работа, но, инклюзивное образование – это важно не только для особенных деток, это важно для всего общества. Тем более, что есть законодательная база, есть финансирование, нужно только брать и делать. Как депутат городского совета, я, совместно с общественными организациями и родителями, будем контролировать расходы по субвенции в 2019 году. Формирование инклюзивного образования – это сложный и длительный процесс, нужны логопеды, психологи, ассистенты учителей, коррекционные педагоги. Нужно оборудование, организация дополнительных занятий и многое другое. В такой ситуации возвращать субвенцию государству просто недопустимо. Мы будем настаивать, чтобы в следующем году финансирование инклюзивного образование было использовано по назначению, и в полном объеме».