Медицина без корупції: що насправді змінилось в лікарнях Одеси?

Тетяна Петрова – відома в Одесі журналістка, активістка й громадська діячка, яка багато свого часу приділяє змінам у сфері медицини і доступу до неї одеситів. Кілька років тому вона створила свій авторський блог в соцмережах, назвала його “Медицина і корупція”, в якому висвітлює найболючіші проблеми пацієнтів. Серед них – відсутність в Одесі власного ангіографу, які закупили, приміром, усі інші обласні центри за програмою Уряду; або чому в одеських лікарнях досі доводиться платити за “безкоштовну” флюорографію, або яким чином з пацієнтів, що відвідують міські поліклініки, досі “здирають” гроші за аналізи? Реформа медицини додала пані Тетяні ще більше тем для розслідувань: вона зробила безліч журналістських запитів до департаменту охорони здоров’я Одеської міськради. Одне з останніх досліджень стосувалось теми, чому для дітей в Одесі практично не залишилось безкоштовної стоматології? Ці та інші проблеми Тетяна разом з батьками та пацієнтами перевела у публічну площину. Але нещодавно, у розпал третьої хвилі пандемії, на коронавірус у пані Тетяни захворіла її старенька 91-річна мама. Пошук допомоги, порятунку, лікарів, кисню, – на жаль, людину не вдалося врятувати. Проте після всього пережитого наша оповідачка вирішила написати про власні враження про те, а що ж змінилось в лікарнях Одеси завдяки реформі? 

СИЛА ГРОМАД приносить щирі співчуття пані Тетяні і  публікує її роздуми про важливі висновки, зроблені в один з найважчих моментів життя. Центр первинної медичної допомоги, до якої вона потрапила, перетворилась на сучасний медичний центр: з облаштованою зоною очікування, світлими просторими кабінетами, новими підходами в роботі медперсоналу. Пропонуємо до прочитання нашій аудиторії мовою оригіналу.

***

медицина ОдесаЯ уже много лет занимаюсь борьбой с коррупцией в медицине. Когда пришло время реформы, в меня вселилась надежда на то, что в Украине может быть медицина без коррупции. Было много противников реформы, от которых приходилось отбиваться и защищать ее.  Но были и сторонники, которые понимали, что нет выбора. Одним из таких сторонников была  тогда главврач  Центра  первичной медико-санитарной помощи  №4 Черненко Татьяна Леонидовна.

Помню, как мы думали-гадали, как теория реформы реализуется на практике.

Прошло 3 года с начала реформирования первичного звена.  И вот через три года трагический случай привел меня в Центр ПМСП  №4. Моя мама заболела ковидом.  Все развивалось стремительно. И я на практике увидела, какой стала наша семейная медицина. Оперативный приезд скорой помощи, необходимые анализы на дому, постоянная телефонная связь с лечащим врачом. А когда понадобился кислородный концентратор, то он был назначен и выдан центром немедленно.  Маму спасти не удалось в связи с очень зрелым возрастом, но медики сделали все, что в их силах  и были поддержкой всей нашей семье.

Я три года не была в этом центре и меня поразило то, во что превратились отделения, кабинеты врачей, лаборатории Центра.

И сегодня я снова встретилась с теперь уже директором Центра ПМСП №4  Т.Л. Черненко.

-Татьяна Леонидовна, я помню ваш центр в начале реформы.  Помню, как мы обсуждали, что будет и вижу сейчас, что мы имеем в результате реформы. Это победа реформы в первичном звене. Расскажите, как вам это удалось? С какими трудностями вы сталкивались при проведении реформы?

медицина ОдесаТатьяна Черненко:  Самая большая трудность – это было сопротивление самого медицинского персонала. Теоретически мы понимали, в чем заключается реформа, нам рассказывали, показывали. Но мы не представляли, как это воплотить в реальность.  И казалось, что за те короткие сроки, которые давали нам на этот переходной период, это было невозможно. 40% наших медицинских работников – это были люди предпенсионного возраста. А реформа, в первую очередь, подразумевала компьютеризацию рабочих мест доктора. Т.е. доктор и медсестра должны были владеть навыками компьютерной грамотности. Мы начинали с того, что приносили свои компьютеры из дома,  своими силами создавали компьютерный класс, где обучались компьютерной грамотности фактически с нуля.

-На сегодняшний день я вижу, что все рабочие места оборудованы соответственно нашему времени. Это вопрос финансирования. Как он решался?

Татьяна Черненко:  Да это, пожалуй, самое главное, чего мы не понимали. Мы не понимали, что такое “деньги за пациентом”, куда они пойдут. Сегодня мы видим и можем спрогнозировать  финансовую деятельность нашего предприятия.  У нас все в электронном виде. Мы четко видим, сколько людей с нами заключили декларации.  Поэтому мы четко просчитываем те средства, которые к нам поступят ежемесячно прямо из НСЗУ.  Мы сами сегодня планируем свои расходы. Нам никто не может сказать, куда и на что мы можем потратить.

-Какие у вас в связи с этим появились возможности?

медицина Одеса Татьяна Черненко:  Вы видели, какой мы сделали ремонт. У нас чистые аккуратные кабинеты. У доктора есть все необходимое оборудование. Мы закупили глюкометры, быстрые тесты, офтальмоскопы. Врач может прямо у себя в кабинете сделать все, что ему необходимо.  Мы открыли свою лабораторию. А это очень важно не ждать анализы из частной лаборатории. У наших врачей есть все необходимое, чтобы максимально быстро поставить точный диагноз. Если нужно, медсестры выезжают на дом для взятия анализов. Мы открыли свой дневной стационар. В сегодняшней ситуации при эпидемии ковид,  если у пациента на приеме низкая сатурация, то мы немедленно подключаем его к кислородному концентратору прямо в кабинете и вызываем скорую помощь. Таким образом мы поддерживаем больного до приезда скорой.

-Татьяна Леонидовна, кстати, о кислородных концентраторах. В интернете распространяется информация, что их не хватает  и нужно искать, брать в аренду за большие деньги.

концентраторТатьяна Черненко:   В нашем центре кислородные концентраторы были и раньше, т.к. мы являемся единственным в городе центром паллиативной медицины. Но сегодня городом закуплены концентраторы во все центры, а мы получили еще 10 штук. Так что при необходимости его мы выдаем больному на дом на нужный срок. И люди должны об этом знать.

– Как в вашем центре обстоят дела с пациентами с ограниченными возможностями? Сегодня это очень больной вопрос.

Татьяна Черненко:  Мы занимаемся благоустройством нашего лечебного учреждения для пациентов с ограниченными возможностями. Все наши амбулатории снабжены пандусами, тактильные таблички.

Есть ли свободные врачи для заключения декларации?

медицина ОдесаТатьяна Черненко:  Да, у нас есть свободные врачи. Также мы обучаем молодых специалистов. У нас очень высокие требование к интернам, мы их обучаем под себя, чтобы они были докторами высокого уровня.

– В заключении я хочу уточнить, все эти возможности вы получили благодаря реформе и этим самым «деньгам за пациентом»?

Татьяна Черненко:  Конечно. Сегодня мы предприятие. Все, что заработали – наше. В связи с чем, мы можем оборудовать наш центр на свое усмотрении, можем увеличивать количество врачей, можем делать современный ремонт. Никто не может нам сказать, куда мы должны распределять наши средства. Нужно также сказать, что нам еще помогает город при помощи городской программы «Здоровье». Это очень большая помощь. Это медикаменты, технические средства. Город также выделяет средства для лечения генетических заболеваний, лечение которых очень дорогостоящее.

Спасибо вам, Татьяна Леонидовна и всей вашей команде, которая вместе с вами спасают жизни одесситов в это непростое время.

И спасибо медицинской реформе, которая с таким трудом и при таком сопротивлении все-таки идет. И благодаря ей  граждане нашей страны смогут почувствовать себя защищенными. Но многое  еще впереди и от нас с вами зависит, как быстро мы получим настоящую медицину без коррупции.

медицина Одесамедицина Одесамедицина Одеса

ФОТО – Тетяни Петрової

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *